Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

Проверка индивидуальных приборов учета может быть проведена по заявлению потребителя!

У потребителя есть право требовать выплаты штрафа за нарушения, допущенные исполнителем при начислении платы.

Разъяснения по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии регистрации граждан в жилом помещении.

Как собственникам проконтролировать снятие показаний с общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов?

Порядок действий гражданина после установки прибора учета коммунальных ресурсов


Разъяснения по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги при отсутствии регистрации граждан в жилом помещении.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на помещение, у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения с момента заключения такого договора. Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Как следует из вышеуказанных требований законодательства, а также из рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации о применении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии заявления собственника, не зарегистрированного в помещении, о его временном отсутствии в принадлежащем помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, плата должна рассчитываться и начисляться на собственника помещения.

Дополнительно сообщаем, что обязательная установка собственниками в жилых и многоквартирных домах индивидуальных приборов учета предусмотрена Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".

Исходя из вышеизложенного, выходом из возникшей ситуации должна быть установка собственниками помещений индивидуальных приборов учета.

В связи с этим Инспекцией рекомендовано управляющей компании довести до сведения собственников помещений информацию о целесообразности установки индивидуальных приборов учета.

По мнению Инспекции, обозначенный вопрос имеет высокую социальную направленность, так как объем коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исполнителем коммунальных услуг исходя из его показаний как разница между объемом коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, и суммарным объемом потребления коммунального ресурса в жилых и нежилых помещениях.

Таким образом, объем коммунального ресурса на общедомовые нужды в доме, где установлен общедомовой прибор учета, напрямую зависит от того, учтены ли в расчете все постоянно и временно проживающие в нем лица. Поэтому отсутствие начисления платы собственникам, не зарегистрированным в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, приводит к увеличению объема потребления ресурса на общедомовые нужды и затрагивает финансовые интересы жителей дома. 

Как собственникам проконтролировать снятие показаний с общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов?

В Инспекцию Госжилнадзора Волгоградской области поступают многочисленные обращения по вопросам достоверности передачи показаний по общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов. В связи с этим подготовлен следующий комментарий.

В соответствии с п."е" п. 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила 354), исполнитель коммунальных услуг обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Однако законодательством не предусмотрено обязанности исполнителя коммунальных услуг по снятию показаний коллективного (общедомового) прибора учета в присутствии потребителя.

Вместе с тем, законодательство предполагает систему механизмов, с помощью которых собственники помещений имеют право осуществлять контроль за деятельностью специализированных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включающая в себя: общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ)); деятельность совета многоквартирного дома (ст. 161.1 ЖК РФ); договоры управления многоквартирным домом, заключаемые с каждым собственником помещений в доме, на условиях, указанных в решении общего собрания (ст. 162 ЖК РФ).

Исходя из толкования ст. ст.  44 - 48 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников относится решение  вопросов осуществления контроля за показаниями общедомовых приборов учета, принятии решения о его необходимости, а также о формах такого контроля, о лицах, которые будут осуществлять такой контроль.

Следовательно, используя данные механизмы, собственники многоквартирного дома могут принять решение о формах и способах такого контроля, о лицах, которые будут осуществлять такой контроль, о периодичности проверок, о порядке документирования их результатов, о местонахождении этих документов, о возможности и порядке ознакомления всех собственников с их содержанием.

Также следует учитывать, что возможность участия граждан в снятии показаний общедомового прибора учета может быть реализована при строгом  соблюдении требований техники безопасности, так как в отдельных случаях общедомовые приборы учета размещены в объектах повышенной опасности (крышные  котельные, подвальные помещения и т.п.).

При этом собственникам многоквартирного дома, при выборе одного из механизмов контроля за снятием показаний общедомового прибора учета, следует исходить из того, что для конкретного и эффективного контроля за снятием показаний прибора учета необходимы специальные познания, которые определяются относительно типа и технических особенностей прибора учета.

Кроме того, в случае передачи показаний общедомового прибора учета дистанционно (через модемы, сетевые адаптеры и т.п.), участие граждан при снятии показаний общедомового прибора учета не  может быть реализовано. Однако в этом случае граждане, на основании п."е" п. 31 "Правил 354, вправе запросить скриншот с показаниями коллективного (общедомового)прибора учета, зафиксированных модемом прибора учета.


Порядок действий гражданина после установки прибора учета коммунальных ресурсов

В Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области продолжают обращаться граждане региона, которые в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее Закон 261-ФЗ) установили, в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении, индивидуальные приборы учета, однако управляющая компания, ТСЖ продолжают начислять плату за соответствующую коммунальную услугу по нормативу потребления.

В этой связи Инспекция разъясняет требования действующего законодательства и предлагает действовать гражданам в следующем порядке.

В соответствии с п.п. и) п. 33  Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила 354), потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно п.п. у) п. 31 Правил 354 исполнитель по заявлению потребителя обязан осуществлять ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета.

Из вышеизложенного следует, что гражданину, который установил прибор учета, необходимо обратиться с письменным заявлением к исполнителю коммунальных услуг (соответственно к компании, которая осуществляет начисление платы за услугу, по которой установлен прибор учета, сведения об исполнителе должны содержаться в платежном документе).

Предлагаем Вам заявление готовить в двух экземплярах и на Вашем экземпляре  потребовать поставить в компании отметку о его получении с указанием даты, либо направить заявление письмом заказным с уведомлением. Инспекция предлагает использовать разработанный ею образец заявления. На основании полученного заявления исполнитель коммунальной услуги на безвозмездной, то есть бесплатной основе, обязан совершить действия по вводу прибора учета в эксплуатацию и со следующего месяца начислять плату исходя из его показаний.

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области http://34.rospotrebnadzor.ru, исполнитель коммунальной услуги не вправе обуславливать действия по вводу прибора учета в эксплуатацию, действиями по его обязательной, платной опломбировке.

Согласно ст. 13 Закона 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий, из чего следует, что граждане не вправе самостоятельно устанавливать приборы учета потребления коммунальных услуг. Если гражданин нарушил данное требование, исполнитель может потребовать денежные средства за проведение мероприятий, связанных с определением правильности установки прибора учета.

Так как обязанность по установке приборов учета возложена на собственников, с нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда не вправе требовать установки приборов учета.

P.S. В последующем Инспекцией будет размещена информация о порядке действий граждан, в случае если после ввода прибора учета в эксплуатацию плата начисляется не исходя из его показаний, либо имеются расхождения в них.


У потребителя есть право требовать выплаты штрафа за нарушения, допущенные исполнителем при начислении платы.

С 1 января 2017 года в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства потребитель вправе потребовать с исполнителя коммунальной услуги штраф в случае доказанного факта завышения платы за коммунальные услуги.

В связи с этим всеми исполнителями жилищно-коммунальных услуг должна быть обеспечена в платежном документе возможность выплаты в пользу потребителей штрафа за завышение платы за коммунальные услуги.

Такие выплаты носят заявительный характер и производятся только по письменному заявлению потребителя в порядке и сроки, установленные законодательством. Данное требование предусмотрено п. 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354).

Специалистами инспекции Госжилнадзора Волгоградской области разработан образец заявления на уплату штрафа исполнителем коммунальных услуг за завышение платы за коммунальные услуги, произошедшее вследствие нарушения порядка расчета платы.

Обращаем внимание!

Штраф выплачивается потребителю при соблюдении следующих условий:
1) только в случае подачи потребителем исполнителю соответствующего заявления;
2) в случае доказанного факта нарушения порядка начисления платы за соответствующую услугу;
3) в случае отсутствия в сложившемся завышении платы вины потребителя;
4) если установленное нарушение при начислении платы, повлекшее ее завышение, не было устранено до подачи заявления и (или) до оплаты потребителем суммы завышения.

Сроки и способы выплаты штрафа.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

При этом, по мнению инспекции, в случае если факт нарушения установлен органами жилищного надзора (лицензионного контроля), проведение такой проверки не требуется.

В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя.

Выплата штрафа осуществляется двумя способами:
1) путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу;
2) путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме, при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности. 

Образец


Проверка индивидуальных приборов учета может быть проведена по заявлению потребителя!

С 1 января 2017 года в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства исполнитель коммунальной услуги обязан по заявлению потребителя осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей.

Проверка проводится по письменному заявлению потребителя и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.

При необходимости потребителем может быть так же подано единое заявление на проверку прибора учета и проведение по его результатам сверки.

По такому заявлению после проверки прибора учета исполнитель проводит проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги.

При подтверждении по результатам проверки неправильного расчета, исполнитель обязан провести корректировку начислений.

Специалистами инспекции Госжилнадзора Волгоградской области разработаны соответствующие образцы заявлений.